Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями. Презентации: Комплект книга+диск
Код | 6803 |
Составители | Цветкова Г. В., Ястребова Г. А. |
Издательство | Учитель, 2016 |
Серия | Профессиональная компетентность педагога с мультимедийным сопровождением |
ISBN | 978-5-7057-4182-3 |
Страниц | 39 |
УДК | 374 |
Штрихкод | 9785705741823 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 2 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 52 г |
Диск включает презентации, раскрывающие концепцию, содержание и пути реализации профессионального стандарта, алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута, что позволяет использовать материал на педагогических советах, круглых столах, заседаниях предметных МО, проводить внутренний аудит для оценки соответствия педагогов требованиям профессионального стандарта и информировать органы самоуправления, родительскую общественность о переходе на профессиональные стандарты.
Комплект предназначен руководителям и учителям, педагогам дополнительного образования, заведующим, методистам и педагогам ДОО.
Подробное описание
Введение
– В нашей школе с нового учебного года каждый педагог должен составить индивидуальный образовательный маршрут, что-то типа плана по самообразованию, только гораздо сложнее
и объемнее в плане оформления. А как в ваших школах?
– Почему должен? Каким образом принято это решение?
На педсовете, методическом совете или единолично директором? Что такое ИОМ по своей сути? Это изучение чего-то сверх установленных нормативов, программ и т. д. То есть у Вас в школе должна быть образовательная программа, разработанная администрацией и обязательная для всех педагогов. И каждый педагог разрабатывает свой индивидуальный маршрут освоения этой программы + что-то свое. Если Вам предлагают написать ИОМ с чистого листа, то это, по-моему, просто-напросто игра словами Вашей администрации.
– Вводить ИОМ или нет – это внутреннее дело школы. По моему скромному мнению, ИОМ для педагога – это абсурд. ИОМ разрабатывается только для одаренных учеников (или для неуспевающих, но тогда это не ИОМ, а индивидуальная образовательная программа). Наверное, решили отдать предпочтение новым терминам.
Диалог на педагогическом форуме в сети Интернет
Что такое хороший учитель? В разное время, начиная с 30-х годов, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель».
Ученики 30-х годов, по данным Г. С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя знание предмета и владение методикой, хорошие взаимоотношения с учащимися; умения правильно оценивать знания учащихся, дисциплинировать их внешний вид.
Более поздние исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.
В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.
О результатах исследования, проведенного в 1986 г., Д. В. Колесов и И. Ф. Мягков писали, что пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. И далее добавляли, что основой для формирования отрицательного отношения к учителям пятиклассников было: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям. Шестиклассники акцентировали внимание на таких качествах учителя, как несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность.
Данные исследования, проведенного Г. И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.
Школа XXI века приобретает новый, современный, облик, меняются и ее ученики. Современные дети модернизированы, шагают в ногу со временем: они без труда смогли овладеть сотовыми телефонами, Интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. Естественно, что современная школа диктует новые требования к работе учителя. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Важными чертами современного педагога являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями. И самое главное: современный учитель должен шагать в ногу со временем: это не только человек, который обладает внушительным багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и профессионал, в совершенстве владеющий психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь ему в решении стоящих перед ним новых проблем.
Итак, стране, обществу нужны педагоги нового формата. Педагогическая общественность активно участвовала в обсуждении профессионального стандарта учителя, он был принят, утвержден и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550) установлено, что профессиональный стандарт педагога (далее – профстандарт) применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и при установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Так, например, в стандарте отмечается, что педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию для включения в образовательный процесс любых учеников:
• со специальными потребностями в образовании;
• одаренных учеников;
• учеников, для которых русский язык не является родным;
• учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.
Педагог обязан эффективно вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера.
Педагог должен уметь:
– формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т. д.;
– работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
– обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
– работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
– работать с девиантными, наркозависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Педагог обязан поддерживать развитие коммуникативной компетентности обучающихся, формирование системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирование детско-взрослых сообществ, становление картины мира, работу с родителями, семьей, местным сообществом.
Как видим, профессиональный стандарт ставит перед педагогом ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому учитель должен научиться. Во многих школах уже началась системная подготовка к введению профстандарта: на педсоветах, круглых столах, предметных методобъединениях обсуждаются его содержание и пути реализации, проводится информирование органов самоуправления, родительской общественности о переходе педагогов на профессиональные стандарты, проводится внутренний аудит для оценки соответствия учителей требованиям профессионального стандарта.
Однако вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи самого педагога. Предстоит большая работа над собой по доведению своей квалификации до уровня требований профессионального стандарта, поскольку, по словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, после того как профессиональный стандарт педагога будет внедрен в полном объеме, он станет основой и для проведения аттестации, и для выстраивания траектории повышения профессионального уровня каждого учителя, что диктует необходимость перехода к адресной персональной подготовке каждого работника системы общего образования для работы с разными категориями детей. «Чтобы профессиональный стандарт стал операциональным инструментом, чтобы его потенциал был в полной мере реализован, необходимо изменить систему аттестации. В основу оценки уровня квалификации учителя будут положены требования к его профессиональным компетенциям, четко описанные в профессиональном стандарте. По результатам аттестации каждый педагог должен разработать индивидуальный план своего профессионального развития», – подчеркнул министр образования и науки РФ Д. Ливанов в своем выступлении на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, 30 июня 2014 г.
Вспомним фрагмент диалога, ставшего эпиграфом к нашему пособию. Так что же такое индивидуальный образовательный маршрут педагога? «Новый термин» или эффективный инструмент, который может сыграть важную роль в профессиональном развитии педагога, являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории? Ответы на вопросы, связанные с понятием «индивидуальный образовательный маршрут», вы сможете получить, познакомившись с материалами данного пособия.
Содержание
Введение 3
Что такое «индивидуальный образовательный маршрут педагога»? 9
Как разработать «дорожную карту» индивидуального образовательного маршрута педагога? 12
Кто поможет спроектировать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут педагога? 17
Как реализовать индивидуальный образовательный маршрут педагога? 19
Литература 38
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ
Презентации
Профессиональный стандарт педагога: концепция и содержание
ИОМ педагога в системе повышения квалификации и переподготовки
Профессиональный стандарт педагога
Алгоритм разработки ИОМ (по этапам)
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога
Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов в условиях введения профессионального стандарта педагога
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом